Хотя от рождения она не была королевой, зато в кино и театре она ею стала. Да и, в определённом смысле, в жизни. Но пришлось столкнуться и с бедностью, и с утратой
"официального" царственного статуса. Что, впрочем, отнюдь не лишило её благородства, аристократичных манер и отношения к жизни. А в далёкие советские годы Вию Артмане называли "Мать-Латвия"
Алида Артмане - таково её настоящее имя - родилась 21 августа 1929 года в небольшом поселке Тукумского района Латвии в крестьянской семье. Её красавица-мать Анна Заборская была батрачкой, а отец Фриц происходил из зажиточной семьи прибалтийских немцев.
Его родители не одобряли выбор сына, но брак, тем не менее, состоялся, однако счастья не принёс. Как-то Фриц помогал своей беременной жене вынимать из колодца ведро с водой, и сколоченный из досок навес обрушился на 19-летнего парня. Женщина осталась вдовой. До рождения Алиды оставалось лишь 4 месяца.
Ещё некоторое время свёкры терпели беременную невестку, надеясь на появление на свет наследника. Но родилась девочка, и они указали вдове сына на дверь. Мать с Алидой начали скитаться. Женщине приходилось батрачить то здесь, то там, оставляя ребёнка на произвол судьбы. Игрушек у девочки не было, и она делала себе куклы из цветов. А в 10 лет она уже начала работать пастушкой. Ходя по полям с хворостиной за стадом, Алида придумывала сказочные истории, где всё было иначе, чем в непростой окружавшей её реальности. А чуть позже начала играть свои первые роли - в крестьянском театре, располагавшемся в сарае.
Потом мать с дочерью переехали в Ригу, где жили в крохотной чердачной комнатке с низким потолком. Вместо письменного стола им приходилось использовать чемодан. Мать работала уборщицей на радио, а Алида помогала ей. Вначале девушка хотела стать юристом, "чтобы наказывать злых людей и оправдывать добрых" . Мать всячески поддерживала её в этих стремлениях, желая, чтобы у дочери была серьёзная, основательная профессия. Но, в итоге, Алиду всё-таки увлёк мир театра и кино. Она сменила имя на Вию, и поступила в актёрскую студию при театре имени Яна Райниса, где и стала работать после окончания студии. В этом театре она задержалась на полвека.
Вия Артмане считалась актрисой классического репертуара: Джульетта в "Ромео и Джульетта", Елизавета в "Елизавете Английской". Но при этом в ней жила мечта играть и современниц. И эту возможность ей дал кинематограф, где она дебютировала в 1956 году в фильме "После шторма" . Начало было успешным. Впереди актрису ждала блестящая кинокарьера.
На заре творческой деятельности, в театре её заприметил самый популярный актёр и всеобщий любимец Артур Димитерс. Выпивающий и даже слегка лысеющий Дон Жуан был старше Вии на 14 лет, и абсолютно потерял от неё голову. Он ухаживал ярко и напористо. Поначалу актриса сопротивлялась. Однако Артур не отступал, буквально преследуя и даже шантажируя Вию тем, что выживет её из театра. Кроме того, актёр оказался ревнив и легко влезал в драку, с тем, кто казался ему соперником.
Наконец, Артмане сдалась, и они поженились. Не последнюю роль сыграло уважение Вии к Артуру как к актёру: "Он был великим актёром. Такого в Латвии не будет ещё лет 50 как минимум. Конечно, наша семейная жизнь не была такой, о которой я мечтала, но со временем страсти улеглись, и мы долгие годы были друг для друга отдушиной. Для меня и для него театр был главным в жизни. Он придал мне смелости и уверенности в себе".
В 1957 году на свет появился сын Каспар. Актриса продолжала много сниматься. Поистине триумфальной для неё стала роль паромщицы Сони в дуэте с Евгением Матвеевым в фильме "Родная кровь" . Артмане и Матвеев настолько убедительно воплотили на экране тему своей любви, что публика "соединила" их и в жизни. Долгое время по Союзу ходил слух, что отцом дочери Артмане - Кристианы, появившийся на свет вскоре после съёмок, является именно Матвеев. Она же, в одном из своих интервью сказала, что "свою супружескую постель ни с кем, кроме мужа, не делила." Впрочем, сын актрисы Каспар рассказывал: "Перед реанимацией её последние слова были адресованы моей жене. Скажи Кристиане, - попросила она, - что её отец - православный..." Нам без слов было понятно, о ком речь. Последние годы у мамы была слабость добавлять к событиям свои декорации, мизансцены. Мне её правды о многом не надо. Предпочитаю жить и дорожить жемчужинами наших отношений, которые она мне дарила как мать, а не как актриса".
После блистательной роли в "Родной крови" последовала следующая, не менее блистательная - Оны в фильме "Никто не хотел умирать". В том же году она снялась в ещё одном знаковом фильме латышского кинематографа "Эдгар и Кристина" . К началу 1970-х годов Артмане стала одной из самых популярных актрис советского кино. Ей писали письма, и дали гордое неофициальное звание - "Мать-Латвия".
Но дома у неё всё было не так просто. Супруг был душой компании, блистал юмором и сарказмом. После спектакля они могли до утра разбирать пьесы. По признанию Каспара, актриса считала мужа "своим Станиславским". Но было и другое. После съёмок она зачастую долго тряслась на автобусе по просёлочным дорогам, чтоб успеть переделать все домашние дела: погладить, постирать, приготовить обед всем домочадцам. Артур же, будучи тоже весьма востребованным актёром, считал унизительным для себя вынести мусор или сходить за хлебом. Впрочем, бытовые заботы были не единственным затруднительным моментом в их отношениях.
"Мой муж был очень ревнивым, - рассказывала актриса.- Потому что был очень грешным. Я была на много лет моложе его. Он не был таким, о каком я мечтала и кого я бы хотела иметь рядом, но я смирилась... Полностью счастливой я себя никогда не чувствовала. Хорошего женского счастья у меня никогда не было. Меня никто не щадил, кроме мамы. Был актёр, отец моих детей. Но любимого, нежного мужчины рядом со мной не было". И добавляла: "Любовь была на сцене, а в жизни она прошла мимо. Я от этого ничего не потеряла, у меня есть другой подарок судьбы - мои дети".
Когда она шла с детьми по улице, люди узнавали её, останавливали, говорили комплименты... Дочь Кристиана очень стеснялась таких моментов. Популярность её матери стала поистине грандиозной с выходом на экраны известнейшей экранизации романа Сомерсета Моэма "Театр", где Артмане сыграла одну из самых ярких своих ролей - Джулию Ламберт. Позже она скажет: "Джулия близка всем. Такую женщину каждый мужчина хотел бы иметь рядом. Хотя она и негодяйка, но негодяйка очаровательная. Но, прежде всего Джулия - человек очень честный по отношению к себе, к своим недостаткам, и в этом её прелесть. Она привлекательна, потому что честна. Дай Бог, каждой женщине быть такой честной".
Вию Артмане обожали и в Латвии, и во всём Советском Союзе. На неё сыпались звания: в 1956 она стала заслуженной артисткой Латвийской ССР, в 1965 - народной артисткой Латвийской ССР, а в 1969 была удостоена звания народной артистки СССР.
Но потом, медленно, но верно начался закат великой Империи под названием Советский Союз... С середины 1980-х годов Артмане стала появляться на экранах реже. Впрочем, она снялась в ряде проектов: "Человек свиты" Андриса Розенберга, фильмах "Катафалк" и "Любовь" Валерия Тодоровского. А потом беды посыпались на артистку одна за одной. В 1986 году скончался супруг. Его уход она пережила очень тяжело.
Так же тяжело ей дался и развал СССР. "Латвия для меня мала, мне не хватает пространства, я не привыкла так узко жить. От общения с русскими я преобразилась. У русских открытая душа, уникальное восприятие человека. Латыши другие. Русские очень близки мне", - говорила актриса.
Представители нового режима сразу резко невзлюбили Артмане. Ей припомнили всё: и любовь к российским проектам, и то, что она была кандидатом в ЦК Компартии Латвии, а теперь никоим образом не участвует в политической жизни страны. В общем, Артмане начали травить. Кроме того, начались реституции. Случилась стандартная для тех времён ситуация - у дома, где была квартира Вии Францевны, объявился хозяин. Он потребовал за жильё столь высокую плату, что семье Артмане ничего не оставалось, как съехать.
Она ходила по инстанциям, но безуспешно. В итоге у актрисы случились два инсульта, а когда её сын написал статью в газету:"Сколько стоит Вия Артмане?", его тут же обозвали попрошайкой, желающим нажиться на популярности собственной матери.
Квартиру, правда, всё-таки дали. Но это было пепелище после пожара. Нужен был глобальный ремонт, на который Артмане и её сын взяли кредит. Однако на пенсию актрисы в 450 долларов и мизерный доход сына ремонт было не вытянуть. В итоге квартиру продали, чтобы только расквитаться с долгами. Актриса научилась экономить и перешивать свои старые платья.
Она переносила все эти испытания стоически. "Людям легче жить, когда они узнают, что я живу так же трудно, как они", - говорила Артмане. И философски резюмировала: "Я ценю даже боль, оставляю её в своей внутренней копилке. Возможно, она мне пригодится, и я выплесну её на сцене ".
Опасалась она только за своих детей. Впрочем, им удавалось делать какую-то карьеру. Они не пошли по стопам матери. Каспар Димитерс стал музыкантом и создал либретто к рок-опере "Собор Парижской Богоматери". Дочь - Кристиана Димитерс - стала художницей. Именно с дочерью и внучкой Бертой актриса поселилась на семейной даче в 40 километрах от Риги. Это был древний деревянный одноэтажный столетний домик...
Несмотря ни на что, она так и не покинула родную Латвию, сколько ей ни предлагали. Артмане гордилась тем, что она латышка. А в 1998 году сделала решительный шаг - отработав 50 лет в Латышском художественном театре, актриса покинула его.
" Я ушла из Художественного театра, оставшись с людьми в очень хороших отношениях, - сказала тогда Артмане. - Просто поняла, что мне там нечего ждать. Труппа большая, все нуждаются в ролях, спектаклей ставят много, но ни одного, чтобы использовать меня! А я всё-таки ещё кое-что могу".
Актриса перешла работать в Рижский молодёжный театр. Там она, сыграла в спектакле "Пиковая дама" . И вернулась, по её словам, в юность.
В те непростые годы в её жизни произошла ещё одна серьёзная трансформация. Вслед за сыном Каспаром актриса перешла в православие. "Мне нравится часами слушать слова православных молитв и церковное пение. Думаю, что именно вера помогла мне выкарабкаться из тяжёлых болезней", - говорила она. После крещения она приняла новое, королевское имя - Елисавета.
В начале нашего века латвийские власти всё-таки опомнились и воздали "Матери-Латвии" по заслугам. Ей предоставили квартиру в центре города. Тогда же власти Латвии наградили актрису " За вклад в искусство театра и кино", похвальной грамотой и премией в размере 500 латов. А в 2007 году Вия Артмане, наконец, удостоилась высшей награды Латвии - ордена Трёх Звёзд IV степени.
И вновь она играла в кино. В 2000 году актриса сыграла одну из главных ролей (Вальтер) в серии "Игра на чужом поле" из детективного сериала "Каменская". Одной же из последних ролей стала императрица Екатерина II в фильме "Золотой век" в 2003 году. На закате жизни Артмане опять стала королевой. Документальный фильм о ней, который вышел в 2007 году, так и назывался. "Обидеть королеву. Вия Артмане".
В октябре 2008 года у актрисы случился сердечный приступ. "Несмотря ни на что мама уходила счастливым человеком! - рассказывал Каспар Димитерс. - Перед смертью она просила у Бога об одном - дать ей силы перестать ненавидеть собственных врагов".
Вия Артмане скончалась 11 октября 2008 года. В своём завещании она попросила, чтобы в последний путь её проводил игумен отец Евгений (Румянцев) из Христо-Рождественского Кафедрального собора. Так и случилось. Прощание с актрисой состоялось в рижском Христо-Рождественском Кафедральном соборе. Заупокойную службу провёл Митрополит Рижский и Всея Латвии Александр. Вия Артмане была похоронена на Покровском кладбище Риги.
Нравится
|